Законы о франчайзинге в России

16минут
рейтинг статьи
25.04.2025

Идея запустить бизнес по франшизе приходит в голову многим предпринимателям. Эта модель коммерческой деятельности распространена на рынке оказания услуг, общепита, продажи товаров. По статистике, большинство открытых по франшизе организаций успешно стартуют и продолжают работать спустя 5 лет. Как регулируются взаимоотношения сторон в сфере франчайзинга и какие законы действуют в этой сфере в России?

Законы, регулирующие франчайзинг

В российском законодательстве пока отсутствуют такие термины, как «паушальный взнос», «франчайзер», «роялти» и другие понятия, характерные для этой области предпринимательства. Отношения между франчайзи и франчайзером регулируются главой 54 Гражданского кодекса о коммерческой концессии. Её положения наиболее близки к договору франчайзинга, действующем в международном праве. Иногда стороны дополнительно используют положения об авторском праве этого документа. Отдельного закона о франчайзинге в стране нет — законопроект оценили как недоработанный и не приняли.

Франчайзи и франчайзер после достижения договорённостей заключают договор коммерческой концессии. Он предусматривает составление соглашения о передаче прав на использование товарного знака и других объектов интеллектуальной собственности. В тексте документа можно прописать пункты об использовании технологии, стандартов обслуживания.

В договоре о коммерческой концессии предусмотрены обязательства по передаче франчайзи франчайзеру паушального взноса во время заключения соглашения, а также регулярных платежей — роялти. В зависимости от формы франшизы в документе также можно указать возможность применения субконцессии. Это право предпринимателя делиться технологиями и другими бизнес-наработками с другими организациями.

Лицензионный договор или договор коммерческой концессии 

Иногда для правового регулирования взаимоотношений сторон используют лицензионный договор. Он может действовать, если правообладатель не передаёт бизнесмену комплекс исключительных прав или сам ими не обладает. Например, компания не зарегистрировала товарный знак.

По соглашению коммерческой концессии фирма-правообладатель передаёт предпринимателю коммерческий опыт, комплекс исключительных прав в том или ином объёме, наработанную годами репутацию. Лицензионный договор намного уже — он даёт право лишь на использование результатов интеллектуальной или другой деятельности.

По закону в договоре коммерческой концессии можно прописать такие аспекты, как ценовая политика сети, требования к работе с поставщиками, система ограничений. Лицензионный договор такой возможности не предоставляет. Также этот документ не может обязать покупателя открыть торговую точку по такой же модели, как у франчайзера. Сеть не может запретить бизнесмену запустить похожий магазин после расторжения договора.

Антимонопольные ограничения и налоговое законодательство

Для любого договора в сфере франчайзинга характерны ограничения, они должны касаться вопросов конкуренции. В России действует закон № 135-ФЗ «О защите конкуренции». Существующее законодательство лимитирует соглашения хозяйствующих субъектов, которые могут ограничивать конкуренцию. Например, если договор не позволяет выбирать контрагентов. Однако для франшизы это правило действует не так жёстко.

В пунктах Гражданского кодекса о коммерческой концессии говорится, что договор между франчайзи и франчайзером может предусматривать ограничения прав. Они могут касаться возможности использования бизнес-модели только на определённой территории, ценовой политики, выполнения обязательств по оформлению помещений в фирменном стиле и других аспектов.

Антимонопольное законодательство не рассматривает франчайзи и франчайзера как конкурентов. Обе стороны заинтересованы в развитии и расширении сети на рынке. Однако компания не может ограничивать права предпринимателя в любом объёме и форме. Если действия правообладателя противоречат закону, франчайзи вправе обратиться в суд.

Российское законодательство не предусматривает специфические налоги для предпринимателей, которые работают по франшизе. Они должны платить только те налоги, которые предусматривает выбранная ими форма ведения деятельности. К ним относятся НДФЛ, НДС, страховые и пенсионные взносы и т. д. При покупке готового бизнеса «Пятёрочка» предприниматель получает полную поддержку компании по вопросам налогообложения.

Выводы

Франчайзинг в России регулируется главой Гражданского кодекса РФ о коммерческой концессии. Отдельного закона о такой форме бизнес-отношений в России пока не существует. При заключении договора о коммерческой концессии стороны могут прописать в нём все основные нюансы соглашения. Это вопросы передачи права на интеллектуальную собственность, ограничения в выборе поставщиков и т. д.

Для франчайзи и франчайзера не действуют стандартные ограничения антимонопольного закона. Однако прописанные в договоре между сторонами права и обязанности не должны противоречить действующему законодательству. Для открытого по франшизе бизнеса действует то же налоговое законодательство, что и для всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.