Что такое паушальный взнос

16минут
рейтинг статьи
22.04.2025

Обязательное условие покупки франшизы — уплата паушального взноса начинающим предпринимателем. Это единоразовый платёж, который бизнесмен передаёт франчайзеру за право использовать его товарный знак, технологии и бизнес-модель. Как правило, это фиксированная сумма, которая вносится после подписания договора между сторонами. Как формируется паушальный взнос и в чём его отличия от роялти?

Паушальный взнос: что это

В начале работы под чужим брендом начинающему предпринимателю (франчайзи) приходится сталкиваться с двумя основными статьями расходов:

  • инвестициями в бизнес (аренда помещения, покупка оборудования, мебели и т. д.);
  • платежами по франшизе (паушальный взнос и роялти).

Паушальный взнос — это плата за пакет франшизы. В него входят все те наработки, которые франчайзер передаёт новому партнёру компании:

  • право вести бизнес под раскрученным брендом;
  • помощь в выборе помещения;
  • консультации, как открыть ИП или ООО;
  • технология производства продукции;
  • бизнес-план по запуску нового магазина, кафе;
  • дизайн-проект;
  • маркетинговая поддержка;
  • контакты поставщиков и т. д.

Состав франшизного пакета и сумма единоразового взноса могут быть разными. Иногда платёж бывает настолько крупным, что франчайзи предоставляют возможность рассрочки.

Из чего складывается размер паушального взноса

Цена франшизы формируется из себестоимости товара и прибыли продавца. В себестоимость закладывают цену франшизного пакета — активов, которые франчайзер передаёт покупателю. Взнос должен покрыть расходы владельца бренда на формирование условий для нового бизнеса и дать ему возможность заработать на расширении сети.

При расчёте стоимости единовременного платежа ориентируются на несколько параметров:

  • Популярность бренда: чем он известнее, тем дороже право на его использование.
  • Предоставляемые франчайзером услуги: маркетинговое продвижение, техническая поддержка, обучение.
  • Потенциальная прибыль франчайзи и риски.
  • Расходы на запуск магазина, ресторана или автосервиса, масштаб бизнеса.
  • Срок окупаемости новой точки, рыночный потенциал.

Какой будет размер паушального взноса, решает франчайзер. Гипотетически он может назвать любую сумму за присоединение к сети. Однако минимальный и максимальный размер платежа регулируется рынком — из-за большой конкуренции даже ведущие компании вынуждены устанавливать среднерыночную цену.

Отличия паушального взноса от роялти

После продажи франшизы отношения франчайзера с новым партнёром компании не прекращаются. Продавец оказывает франчайзи помощь в обучении персонала, консультирует по возникающим вопросам, касающимся ведения бизнеса. Собственник сети заинтересован в продвижении и развитии бренда и росте общей прибыли, потому что от каждой новой точки он получает роялти — ежемесячную или ежеквартальную плату за использование товарного знака и поддержку.

Франчайзи может платить франчайзеру фиксированную сумму один раз в определённый период (месяц, квартал, год) или отдавать процент от прибыли. Как правило, используется второй вариант. Процент от прибыли удобен обеим сторонам — и франчайзи, и владелец сети заинтересованы в успешной работе открывшейся точки. Так предприниматель не уйдёт в минус — он отдаст часть фактического заработка. Чем больше у нового бизнеса будет доход, тем больше денег получит франчайзер.

Фиксированный же платёж больше выгоднее франчайзеру — он гарантированно получит доход, даже если новый бизнес не выйдет на самоокупаемость спустя какое-то время. Владелец сети будет получать доход, если сама торговая точка будет в минусе. Однако такой подход лишает его возможности увеличивать сумму поступлений в дальнейшем.

Порядок выплаты паушального взноса

Условия внесения единовременного платежа устанавливаются в договоре коммерческой концессии. Именно таким договором регулируются в России взаимоотношения между франчайзи и франчайзером. Как правило, срок выплаты паушального взноса составляет от 2 до 30 дней.

Владелец сети вправе разбить платёж на части, чтобы франчайзи смог погасить крупную сумму в рассрочку. Но чаще всего распространён вариант оплаты одним платежом.

Если купить готовый магазин продуктов, можно будет уменьшить первоначальные вложения и сразу приступить к работе. Франшиза Х5 сокращает сроки окупаемости бизнеса, гарантирует его стабильность и высокий доход. Предприниматель получает постоянную поддержку владельца бренда на всех этапах.

C:\Users\HP\Desktop\iseo\2024\12 Декабрь\5ка франшиза\Лебедева\Проверить\51737191531_d37079ac97_k.jpg

Можно ли вернуть паушальный взнос

Возврат паушального взноса возможен в следующих ситуациях:

  • франчайзер не передал право на использование товарного знака покупателю франшизы;
  • договор коммерческой концессии не был зарегистрирован в Роспатенте;
  • документ был составлен с ошибками;
  • договорённость была достигнута только в устной форме.

Чтобы вернуть паушальный платёж, нужно обратиться к руководству компании с официальным письмом с просьбой вернуть ошибочно перечисленные денежные средства. При отказе или отсутствии ответа франчайзи может обратиться в суд. Если сделку признают недействительной, деньги можно вернуть. Проверить, прошёл ли товарный знак регистрацию, можно на сайте Федерального института промышленной собственности — ФИПС.

Чтобы не столкнуться со сложностями при отказе от сотрудничества, возможность и порядок возврата средств необходимо отразить в договоре. Внести изменения в документ можно при его подписании или во время исполнения обязательств. Прежде чем подписать договор, франчайзи нужно внимательно изучить его условия. Лучше всего обратиться к юристам, чтобы обезопасить себя в будущем.

Отсутствие взноса при покупке франшизы: в чём подвох

При выборе франшизы бизнесмены могут столкнуться с предложениями от компаний, которые не взимают паушальный взнос. Чаще всего они исходят от магазинов одежды, обуви и других сетей, заинтересованных в открытии новых филиалов на российском рынке. Они расширяют зону своего присутствия за счёт привлечения партнёров. Чем больше точек они откроют — тем больше товара произведут и продадут. В этом случае собственник бренда закладывает свои расходы в будущие роялти.

Низкий паушальный взнос или его отсутствие, как правило, практикуют предприятия, которые становятся для партнёров единственными поставщиками или оговаривают обязательную покупку у них оборудования. Эти бизнес-модели не позволяют франчайзи расширять ассортимент, приобретать оборудование для работы у других компаний. Поэтому отсутствие платы за франшизный пакет может обернуться большими тратами на ежемесячные платежи в будущем или невыгодными условиями сотрудничества.

Как отражается паушальный взнос в бухгалтерии

Продажа франшизы может быть основным или дополнительным источником дохода компании. От этого зависит, как единовременный платёж будет отображаться в бухгалтерских бумагах по-разному. Взнос будет проходить в отчётности:

  • как часть доходов от реализации — если бизнес зарабатывает на расширении сети;
  • как операционные доходы — в других случаях.

Бухгалтерия покупателя франшизы учитывает паушальный взнос в расходах будущих периодов. Платёж делится на части и распределяется как расходы по видам деятельности на срок действия договора.

Главное

Приобретая франшизу, бизнесмен покупает у владельца бренда право использовать товарный знак, бизнес-модель, технологии. Платёж, который вносит франчайзи, называется паушальным взносом. Чаще всего это сумма, которую франчайзи платит единоразово при подписании договора. Но иногда бизнесменам предоставляют рассрочку: взнос делится на несколько частей.

К платежам за право работать под чужим брендом относится также роялти. Это ежемесячный или квартальный платёж, рассчитанный как процент от прибыли или фиксированная сумма.

На размер единоразового взноса влияет популярность бренда, набор франшизного пакета, срок окупаемости бизнеса и другие факторы. Паушальный платёж может быть возвращён, если это было оговорено в документах или договор о передаче товарного знака не был зарегистрирован в Роспатенте. Вернуть взнос можно по соглашению сторон или через суд.