Виды франшиз в бизнесе

16минут
рейтинг статьи
22.04.2025

Чтобы открыть своё дело, необязательно самостоятельно разрабатывать бизнес-модель. Можно поступить проще — купить франшизу. Она даёт право на работу под узнаваемым брендом по протестированным технологиям и алгоритмам. Модели франшиз могут отличаться по уровню возможностей, обязанностей франчайзи, сфере деятельности, а также другим факторам. Рассмотрим основные виды взаимоотношений между владельцем сети и начинающим предпринимателем.

Принцип работы франшизы

Франшиза позволяет открыть бизнес с нуля по готовой концепции. В таких взаимоотношениях франчайзером называют владельца компании — сети продуктовых магазинов, кафе или автомастерских, а франчайзи — покупателя франшизы, молодого предпринимателя. Франчайзинг становится всё более распространённым в разных сферах деятельности — от общепита до производства.

Покупка франшизы во многом похожа на долгосрочную аренду. Покупатель делает разовый паушальный взнос и приобретает право работать под чужим брендом. После заключения договора он будет использовать бизнес-концепцию компании — технологию, стандарты работы, каналы сбыта, дизайн упаковки. Ему помогут выбрать помещение для магазина или кафе, найти поставщиков, обучить персонал. Но владельцем или партнёром компании предприниматель не становится — он владеет только своей торговой точкой.

Франчайзи во время работы нужно соблюдать определённые требования, а также платить роялти — регулярные платежи. По условиям договора франчайзер может оказывать поддержку предпринимателю. Например, поставлять товары для дальнейшей продажи, консультировать по возникающим вопросам.

Виды франшиз

Формы франчайзинга объединяет передача права ведения деятельности под собственным именем. Вместе с «арендой» бренда покупатель получает доступ к технологиям, базе знаний, дизайн-концепции предприятия. Но у каждой модели свои особенности.

Классическая

Классический франчайзинг ещё называют прямым. Это самая распространённая модель, которая подразумевает передачу права на ведение бизнеса под торговой маркой за стартовый взнос и регулярные роялти. Предприниматель сам ищет помещение, набирает персонал, организует деятельность, закупает товар и забирает доход от бизнеса себе, за исключением роялти — ежемесячных или квартальных платежей.

Франчайзи получает подробные инструкции, обучение персонала, поддержку на всех этапах. Взамен франчайзер устанавливает торговую наценку и контролирует работу новой точки. Он ограничивает территорию ведения деятельности, а также не позволяет бизнесмену передавать свои права кому-либо ещё.

Обратная

Противоположность прямой франшизе — обратная. Эта модель чаще всего встречается в торговле, по ней можно купить готовый магазин, уплатив паушальный взнос и ежемесячные роялти. Все заботы по организации процесса, операционному управлению торговой точкой ложатся на франчайзера. Обратная франшиза — готовое решение, которое снижает риски неудач при ведении деятельности.

По обратной модели предприниматель только вкладывает средства, несёт расходы за аренду помещения и управляет персоналом. Остальную работу за него выполняет компания: доставляет товар, формирует ассортимент, предоставляет оборудование, обучает персонал. Франчайзи несёт меньше ответственности, но всё равно получает вознаграждение и ведёт бизнес под управлением. Так происходит в сети продуктовых магазинов у дома «Пятёрочка».

C:\Users\HP\Desktop\iseo\2024\11 Ноябрь\5ка Франшиза\Инфо\Лебедева\Проверить\53455197834_b4e1913c31_k.jpg

Франшиза в аренду

Арендная модель похожа на обратную. По этой схеме все организационные задачи берёт на себя франчайзер — подбирает помещение, набирает сотрудников, поставляет товар или передаёт эту задачу кому-либо, запускает торговую точку. Франчайзи отводится работа по управлению филиалом, взамен он получает процент от прибыли.

При такой модели у предпринимателя нет права собственности. По сути он становится управляющим и работает под контролем компании. Чаще всего арендную модель запускают в регионах — это филиалы большой сети, которые соответствуют стандартам предприятия.

Производственная

По типу деятельности франшизы делятся на производственные, товарные и сервисные. Производственная модель подразумевает передачу права выпускать продукцию под чужим брендом. Созданный товар должен соответствовать стандартам качества компании.

Предпринимателю передают технологию, оборудование в лизинг, материалы, иногда сырьё. По производственной франшизе может изготавливаться мебель, бытовая химия или продукты питания. Наиболее известный пример такой модели — Coca-Cola.

Товарная

Товарная франшиза даёт право открыть магазин под известным брендом. Это фирменная торговая точка, которая должна оформляться в том же стиле, что и другие магазины сети, иметь похожий ассортимент, соблюдать стандарты обслуживания, технологии продаж компании. Франчайзи получает каналы поставки товара, готовый дизайн-проект, другие технологии. Товарные модели распространены в сфере торговли, продуктами, одеждой, обувью.

Сервисная

Эта модель подразумевает покупку права оказывать услуги под торговым знаком и по технологиям компании. По сервисным франшизам можно открыть фитнес-клубы, салоны красоты, химчистки, медицинские лаборатории, туристические агентства. Помещение оформляется в едином стиле с другими филиалами компании, проводится обучение персонала, соблюдаются стандарты обслуживания. Франчайзер нередко передаёт партнёрам материалы, оборудование, контакты поставщиков.

Практические советы по выбору франшизы

Бизнес по франшизе подходит предпринимателям с небольшим опытом. Франчайзинг позволяет быстро выйти на окупаемость с минимальными рисками. Чтобы оценить все преимущества покупки франшизы в деле, необходимо учесть рекомендации по её выбору.

Начать нужно с выбора отрасли — разумнее всего остановиться на знакомой сфере или тематике, с которой будет интереснее работать. Затем нужно оценить бюджет. Помимо разового паушального взноса, нужно отложить деньги на аренду помещения, закупку товара, зарплату сотрудникам и роялти на первое время.

Выбирать франшизы можно в онлайн-каталогах, на специализированных выставках. Можно начать поиск с понравившихся компаний — изучить их предложения и оставить заявку на консультацию на сайте. У франчайзера необходимо выяснить:

  • размер первоначальных вложений, расходов по запуску бизнеса;
  • информацию о компании: сколько лет на рынке, количество уже открытых точек;
  • степень поддержки: какие услуги входят в сопровождение, например помощь в выборе локации, маркетинговое сопровождение.

Важно изучить отзывы и обсудить условия договора с юристом. После подписания документов нужно будет уплатить паушальный взнос и начать готовиться к открытию.

Коротко о главном

Франшиза — право вести деятельность под чужим брендом, использовать бизнес-модель компании. Предприниматель покупает его за разовый взнос — паушальный, а также регулярно платит роялти или ежемесячные, квартальные платежи в виде процента от продаж или фиксированной суммы. Взамен он получает доступ к технологиям и знаниям, поддержку франчайзера.

Франшизы бывают прямыми, обратными и арендными. Они отличаются по степени ответственности франчайзи и участия франчайзера в организации бизнеса. Выделяют также производственные, сервисные и товарные модели.

При выборе франшизы необходимо определить сферу деятельности, оценить необходимые вложения, прежде чем открыть магазин, кафе или химчистку, а также обсудить условия сотрудничества с франчайзером. Ответственность, права и обязанности обеих сторон должны быть прописаны в договоре.