Преимущества открытия бизнеса по франшизе

18минут
25.09.2024505

Преимущества открытия бизнеса по франшизе

Что такое франшиза: основные определения

Франшиза — это право на использование торговой марки, технологий производства, фирменного дизайна, корпоративных стандартов. Чтобы получить разрешение на запуск бизнеса под известным брендом от франчайзера — владельца сети, нужно заплатить паушальный взнос и заключить договор. Покупателя франшизы называют франчайзи, это предприниматель, который получает лицензию и становится партнёром бренда.

Помимо паушального взноса — единоразового платежа при заключении договора, франчайзи также должен вносить роялти. Это регулярные платежи, которые франчайзер получает раз в месяц, квартал или год, в зависимости от условий договора. Роялти может формироваться в виде процента от продаж нового магазина или кофейни или быть фиксированной суммой. Также владелец сети может обязать партнёров делать отчисления на рекламу, услуги обучения персонала.

Преимущества франшизы для франчайзи

Взаимоотношения в формате франчайзинга выгодны обеим сторонам. Покупка франшизы облегчает неопытному предпринимателю старт в бизнесе. Существуют и другие плюсы выбора готовой модели для франчайзи:

  1. Готовый бизнес-план — франчайзи приобретает уже готовую к работе и протестированную на практике бизнес-систему. Владелец сети передаёт ему налаженную систему поставок, товарный ассортимент, обучает персонал, помогает выбрать помещение и т. д.
  2. Поддержка на всех этапах. Франчайзер заинтересован в успешной работе каждого филиала, поэтому он оказывает помощь партнёрам на старте и в процессе ведения деятельности. Регулярные консультации позволяют избежать многих ошибок.
  3. Гарантированно удачный выход на рынок. Покупка франшизы популярного бренда в разы повышает шансы на хороший старт в отличие от самостоятельного запуска бизнеса.
  4. Раскрученный бренд. Франчайзи не нужно тратить деньги на продвижение, он работает под уже завоевавшей любовь аудитории торговой маркой. Вместо этого он сможет сосредоточиться на решении других вопросов.

Вместе с плюсами для франчайзи существуют минусы выбора франшизы. Главный из них — отсутствие свободы действий, необходимость чёткого соблюдения регламента. Предприниматель зависит от сети, не может менять ассортимент товаров или рецептуру блюд, дизайн торговой точки. Также он вынужден работать с определёнными поставщиками, платить роялти. А ещё партнёры не могут выйти из бизнеса просто так — договор может предусматривать денежную компенсацию, запрет на работу в этой же сфере под своим брендом.

Преимущества продажи франшизы для владельца

Плюсы продажи бизнес-модели для владельца сети очевидны. Многие полагают, что основные преимущества заключения договора с новым партнёром кроются в получении паушального взноса и регулярных отчислений в виде роялти. Но существуют и другие положительные стороны для франчайзера:

  1. Возможность масштабировать бизнес — владелец предприятия может расширять сеть за счёт открытия новых филиалов в своём городе или регионах. Однако ему не нужно искать деньги на запуск ещё одного магазина или пункта выдачи заказов, а основная ответственность за работу филиалов лежит на партнёрах.
  2. Стабильный доход — франчайзер получает не только единоразовый взнос от нового партнёра, но и регулярные поступления в виде процента от продаж или фиксированные платежи. Франчайзи платят роялти, даже если магазин, салон красоты, фотоателье или другой бизнес пока не приносят прибыль.
  3. Реклама бренда без затрат. Продажа франшизы позволяет расширяться на рынке, завоёвывать больше территорий. Новые торговые точки делают компанию узнаваемой и конкурентоспособной, но сам владелец предприятия не тратит деньги на их развитие.
  4. Увеличение объёмов продаж. Если условия договора предусматривают закупку фирменных товаров, владелец бренда приобретает постоянный источник сбыта. Благодаря стабильности дохода с этого канала, франчайзер может сосредоточиться на достижении корпоративных целей.

Продажа франшизы несёт риски для владельца компании — новый партнёр может оказаться недобросовестным. Если он не будет соблюдать стандарты качества, это приведёт к потере клиентов и репутации, а в особо тяжёлых случаях — судебным разбирательствам.

Как снизить риски при покупке бизнеса по франшизе

Чтобы снизить вероятность неудачи при открытии дела под известной торговой маркой, начинающему бизнесмену нужно:

  1. Выбрать направление — лучше всего остановиться на знакомой сфере, например открыть готовый магазин продуктов или салон красоты.
  2. Проанализировать востребованность товара, услуг — оценить, насколько высока конкуренция в конкретном районе города, будет спрос на продукт.
  3. Изучить договор — ознакомиться с условиями покупки франшизы и правилами будущей работы нужно до подписания бумаг, чтобы понять, подходят ли они вам.
  4. Познакомиться с другими партнёрами сети — обсуждение интересующих вопросов с владельцами филиалов поможет выявить все подводные камни, узнать, соответствуют ли условия работы по франшизе заявленным.

Покупка франшизы позволяет сразу начать успешный бизнес под известным брендом. Этот вариант подходит предпринимателям с небольшим опытом. После заключения договора они получают поддержку компании, список поставщиков, сформированный товарный ассортимент, готовую бизнес-концепцию и не тратят средства на рекламу.

Выводы

Франчайзинг повышает шансы на отсутствие проблем на старте — предприниматель использует протестированную временем и другими участниками модель, работает под раскрученным брендом. Ему не нужно вкладывать деньги в продвижение, искать поставщиков и даже обучать персонал. Эту работу за него делает франчайзер.

Вместе с плюсами для франчайзи существуют и минусы: нельзя изменять условия договора, необходимо быть готовым к проверкам, регулярно платить роялти. На запуске от него потребуют паушальный взнос, сумма которого может составлять нескольких миллионов рублей.

Владельцу сети также нужно внимательно подходить к выбору партнёров, потому что их ошибки могут навредить репутации бренда, привести к потере лояльности аудитории, а в результате — к убыткам.

А
авторАндрей Святозаров