Преимущества открытия бизнеса по франшизе
Преимущества открытия бизнеса по франшизе
- Что такое франшиза: основные определения
- Преимущества франшизы для франчайзи
- Преимущества продажи франшизы для владельца
- Как снизить риски при покупке бизнеса по франшизе
- Выводы
Что такое франшиза: основные определения
Франшиза — это право на использование торговой марки, технологий производства, фирменного дизайна, корпоративных стандартов. Чтобы получить разрешение на запуск бизнеса под известным брендом от франчайзера — владельца сети, нужно заплатить паушальный взнос и заключить договор. Покупателя франшизы называют франчайзи, это предприниматель, который получает лицензию и становится партнёром бренда.
Помимо паушального взноса — единоразового платежа при заключении договора, франчайзи также должен вносить роялти. Это регулярные платежи, которые франчайзер получает раз в месяц, квартал или год, в зависимости от условий договора. Роялти может формироваться в виде процента от продаж нового магазина или кофейни или быть фиксированной суммой. Также владелец сети может обязать партнёров делать отчисления на рекламу, услуги обучения персонала.
Преимущества франшизы для франчайзи
Взаимоотношения в формате франчайзинга выгодны обеим сторонам. Покупка франшизы облегчает неопытному предпринимателю старт в бизнесе. Существуют и другие плюсы выбора готовой модели для франчайзи:
- Готовый бизнес-план — франчайзи приобретает уже готовую к работе и протестированную на практике бизнес-систему. Владелец сети передаёт ему налаженную систему поставок, товарный ассортимент, обучает персонал, помогает выбрать помещение и т. д.
- Поддержка на всех этапах. Франчайзер заинтересован в успешной работе каждого филиала, поэтому он оказывает помощь партнёрам на старте и в процессе ведения деятельности. Регулярные консультации позволяют избежать многих ошибок.
- Гарантированно удачный выход на рынок. Покупка франшизы популярного бренда в разы повышает шансы на хороший старт в отличие от самостоятельного запуска бизнеса.
- Раскрученный бренд. Франчайзи не нужно тратить деньги на продвижение, он работает под уже завоевавшей любовь аудитории торговой маркой. Вместо этого он сможет сосредоточиться на решении других вопросов.
Вместе с плюсами для франчайзи существуют минусы выбора франшизы. Главный из них — отсутствие свободы действий, необходимость чёткого соблюдения регламента. Предприниматель зависит от сети, не может менять ассортимент товаров или рецептуру блюд, дизайн торговой точки. Также он вынужден работать с определёнными поставщиками, платить роялти. А ещё партнёры не могут выйти из бизнеса просто так — договор может предусматривать денежную компенсацию, запрет на работу в этой же сфере под своим брендом.
Преимущества продажи франшизы для владельца
Плюсы продажи бизнес-модели для владельца сети очевидны. Многие полагают, что основные преимущества заключения договора с новым партнёром кроются в получении паушального взноса и регулярных отчислений в виде роялти. Но существуют и другие положительные стороны для франчайзера:
- Возможность масштабировать бизнес — владелец предприятия может расширять сеть за счёт открытия новых филиалов в своём городе или регионах. Однако ему не нужно искать деньги на запуск ещё одного магазина или пункта выдачи заказов, а основная ответственность за работу филиалов лежит на партнёрах.
- Стабильный доход — франчайзер получает не только единоразовый взнос от нового партнёра, но и регулярные поступления в виде процента от продаж или фиксированные платежи. Франчайзи платят роялти, даже если магазин, салон красоты, фотоателье или другой бизнес пока не приносят прибыль.
- Реклама бренда без затрат. Продажа франшизы позволяет расширяться на рынке, завоёвывать больше территорий. Новые торговые точки делают компанию узнаваемой и конкурентоспособной, но сам владелец предприятия не тратит деньги на их развитие.
- Увеличение объёмов продаж. Если условия договора предусматривают закупку фирменных товаров, владелец бренда приобретает постоянный источник сбыта. Благодаря стабильности дохода с этого канала, франчайзер может сосредоточиться на достижении корпоративных целей.
Продажа франшизы несёт риски для владельца компании — новый партнёр может оказаться недобросовестным. Если он не будет соблюдать стандарты качества, это приведёт к потере клиентов и репутации, а в особо тяжёлых случаях — судебным разбирательствам.
Как снизить риски при покупке бизнеса по франшизе
Чтобы снизить вероятность неудачи при открытии дела под известной торговой маркой, начинающему бизнесмену нужно:
- Выбрать направление — лучше всего остановиться на знакомой сфере, например открыть готовый магазин продуктов или салон красоты.
- Проанализировать востребованность товара, услуг — оценить, насколько высока конкуренция в конкретном районе города, будет спрос на продукт.
- Изучить договор — ознакомиться с условиями покупки франшизы и правилами будущей работы нужно до подписания бумаг, чтобы понять, подходят ли они вам.
- Познакомиться с другими партнёрами сети — обсуждение интересующих вопросов с владельцами филиалов поможет выявить все подводные камни, узнать, соответствуют ли условия работы по франшизе заявленным.
Покупка франшизы позволяет сразу начать успешный бизнес под известным брендом. Этот вариант подходит предпринимателям с небольшим опытом. После заключения договора они получают поддержку компании, список поставщиков, сформированный товарный ассортимент, готовую бизнес-концепцию и не тратят средства на рекламу.
Выводы
Франчайзинг повышает шансы на отсутствие проблем на старте — предприниматель использует протестированную временем и другими участниками модель, работает под раскрученным брендом. Ему не нужно вкладывать деньги в продвижение, искать поставщиков и даже обучать персонал. Эту работу за него делает франчайзер.
Вместе с плюсами для франчайзи существуют и минусы: нельзя изменять условия договора, необходимо быть готовым к проверкам, регулярно платить роялти. На запуске от него потребуют паушальный взнос, сумма которого может составлять нескольких миллионов рублей.
Владельцу сети также нужно внимательно подходить к выбору партнёров, потому что их ошибки могут навредить репутации бренда, привести к потере лояльности аудитории, а в результате — к убыткам.