Обратный франчайзинг: как работает обратная франшиза

X5 Group — первооткрыватель модели обратного франчайзинга на российском рынке ритейла. Компания успешно продвигает её для развития крупных торговых сетей под брендами «Пятёрочка» и «Перекрёсток», закладывает в ежегодные планы открытие сотен магазинов, управляемых партнёрами по договорам обратного франчайзинга. Такая схема управления помогает владельцу бренда привлекать инвестиции, а его партнёрам — инвестировать с налаженными процессами для получения стабильной, прогнозируемой прибыли.
В чём ещё выгода обратного франчайзинга для франчайзера и франчайзи, чем отличаются прямая и обратная франшизы? Каковы условия вхождения в бизнес? Какую прибыль получает партнёр и на какие сроки окупаемости инвестиций может рассчитывать? На эти и другие вопросы ответим подробнее.
Что такое обратная франшиза
Классическая схема франчайзинга предполагает открытие магазина под «зонтиком» устойчивого, сильного бренда. Инвестор — франчайзи, получает от владельца бренда — франчайзера, право пользования торговой маркой и отработанными технологиями по открытию бизнеса за определённую плату. Вознаграждение франчайзера обычно состоит из двух частей — единовременного паушального взноса и процента, уплачиваемого с оборота — роялти.
Обратная франшиза представляет собой более углублённое участие франчайзера в управлении магазином. Он помогает франчайзи не только на старте, но и берёт на себя основные управленческие функции, включая:
- Составление ассортиментной матрицы и ежедневный завоз под неё товара.
- Разработку маркетинговой стратегии.
- Продвижение бренда и обеспечение рекламными материалами.
- Обучение и повышение квалификации персонала.
При таком подходе основной задачей партнёра становится контроль операционных процессов в принадлежащей ему торговой точке.
Отличия обратной и прямой франшизы
Ключевые отличия обратной франшизы от прямой заключаются в следующем:
- Управленческие функции при прямом франчайзинге в большинстве своём лежат на франчайзи, при обратном — на франчайзере.
- При прямом франчайзинге партнёр самостоятельно закупает товар и рассчитывается за него, а франчайзер, в зависимости от условий договора, может лишь давать рекомендации по поставщикам, ассортименту и торговой наценке. При обратном франчайзинге франчайзи получает товар на реализацию, вся ответственность за ассортимент и работу с поставщиками лежит на франчайзере.
- Если франчайзи работает по прямому договору, он аккумулирует у себя всю выручку, из которой в дальнейшем перечисляет роялти владельцу франшизы. При обратном франчайзинге 100% выручки от продаж поступает владельцу бренда, из которой он затем выплачивает оговоренную часть вознаграждения инвестору.
Плюсы обратной франшизы
Для франчайзи:
- Инвестирование в крупную торговую сеть, работающую в динамично развивающейся и стабильно растущей отрасли — продуктовом ритейле.
- Максимальное использование преимуществ готовой, отлаженной бизнес-модели с возможностью получения предсказуемой выручки с первого дня работы торговой точки.
- Полное сопровождение открытия и дальнейшего функционирования магазина. При этом затраты на открытие ниже, чем при организации работы собственного магазина «с нуля».
- Короткие, прогнозируемые сроки окупаемости инвестиций — в зависимости от формата и месторасположения торговой точки в среднем 6-18 месяцев.
- Минимизация рисков, связанных с отсутствием опыта в ритейле — франчайзер предоставляет отработанную ассортиментную матрицу, обеспечивает завоз под неё товара и решает все вопросы с поставщиками. Отсутствие перебоев с поставками обеспечивает стабильность выручки и снижает операционные расходы.
- Отсутствие ответственности за принимаемые бизнес-решения, при этом регулярное получение дохода от инвестиций.
- Получение опыта применения отлаженных технологий и практик, которые в дальнейшем можно применить для работы по прямой франшизе или для открытия магазина под собственным брендом.
Для франчайзера:
- Привлечение инвестиций для развития торговой сети.
- Быстрое масштабирование бизнеса и укрепление присутствия в различных регионах.
- Обоюдовыгодное распределение прибыли с партнёрами.
Минусы обратной франшизы
Для франчайзи:
- Ограниченные возможности в принятии самостоятельных управленческих решений.
- Невысокий размер вознаграждения.
- Риск прекращения сотрудничества.
Для франчайзера:
- Для владельца бренда это более сложная бизнес-модель, требующая большего погружения в операционную деятельность. Невозможно переложить часть управленческих функций на партнёров, поскольку в данной схеме они фактически выполняют роль управляющих магазинами, чем равноправных партнёров.
- Повышенный риск, связанный с последствиями принятия неверных управленческих решений в любой из сфер — маркетинге, стратегии развития, составлении ассортиментной матрицы и т.д. А ошибка в управлении масштабируется на весь бизнес, включая франчайзи. При этом все финансовые риски несёт владелец франшизы.
- Расширение контрольных функций. Ослабление контроля может привести к снижению эффективности бизнеса и повысить репутационные риски.
Как понять, что вам подходит обратный франчайзинг
- Вы представитель малого или среднего бизнеса.
- У вас нет достаточного опыта в ритейле.
- Вы хотите получать прибыль с минимальной долей риска.
- Вы планируете перенять опыт и технологии крупного бренда для развития собственного бизнеса.