Что такое франшиза

16минут
20.09.2024714

Бизнес можно открыть с нуля — определить нишу, разработать продукт, создать бренд, наработать репутацию и клиентов. А можно сразу начать вести деятельность под раскрученной торговой маркой. Франшиза позволяет предпринимателям минимизировать риски и начать собственное дело под узнаваемым брендом. Какими ещё преимуществами она обладает, чем отличаются основные виды франшиз и что такое роялти? Разберём эти и другие вопросы подробнее.

Основная информация о франшизе

Франшизой называют право работать под брендом определённой компании и использовать её технологии, отлаженные деловые процессы, маркетинговые схемы и опыт. Чтобы получить возможность вести бизнес под известной торговой маркой, нужно купить франшизу. Её продавца называют франчайзером, покупателя-предпринимателя — франчайзи, а юридические и экономические отношения между ними — франчайзингом.

Франчайзинг встречается в разных сферах — от общепита до салонов красоты. Такая бизнес-модель впервые появилась в западных странах, её придумали примерно 150 лет назад. Первой продавать франшизу начала корпорация McDonald’s — самая крупная в мире сеть ресторанов быстрого питания. Однако в России такая форма бизнеса начала развиваться лишь в 1990-е.

Франшиза позволяет запустить дело по готовой концепции, с уже отлаженными бизнес-процессами и зарекомендовавшим себя брендом. Рассмотрим пример. Елена захотела открыть продуктовый магазин, в котором будут трудиться кассиры, мерчандайзеры и т. д. Несмотря на опыт работы в этой сфере, она не знает, какое помещение лучше выбрать для аренды, где заказать оборудование и рекламные материалы, как привлечь больше клиентов.

Чтобы не столкнуться с проблемами при ведении бизнеса, Елена заключает договор франчайзинга с популярной торговой сетью и, по сути, получает готовый продуктовый магазин. После подписания бумаг предпринимателю помогут найти и оформить помещение, доставят оборудование, выдадут рекламные материалы, контакты поставщиков. Елена будет использовать известный логотип, протестированную модель ведения бизнеса, при необходимости обращаться за помощью к наставнику.

Молочный отдел магазина Пятёрочка

Виды франшизы

Выделяют несколько видов франшизы в зависимости от сферы деятельности. К основным из них относят товарную, производственную и сервисную модели.

Товарные модели

В этом случае франчайзер продаёт право открыть торговые точки, продавать товары под собственной маркой. Он выдвигает предпринимателю несколько требований: следовать единому стилю в оформлении магазина, общей технологии продаж и стандартов обслуживания. Каждая торговая точка будет отдельным подразделением в сети бренда, с собственным доходом. Франчайзи получает инструкции по дизайну помещений, готовый ассортимент, доступ к каналам поставок.

Производственные модели

В отличие от товарной модели, производственная франшиза предполагает передачу франчайзи готовой технологии и права выпускать продукцию под известным логотипом. Чтобы молодой предприниматель смог производить товары, ему выдают не только инструкции, но и сырьё, передают в лизинг или продают всё необходимое оборудование. В ответ франчайзи должен соблюдать стандарты качества компании. Производственная франшиза востребована в сфере производства продуктов питания, строительных материалов, мебели.

Сервисные модели

При выборе этой модели франчайзи получает право оказывать услуги под узнаваемым брендом, пользоваться репутацией компании, которая уже создала себе имя. Предприниматель получает проверенные технологии оказания услуг, материалы, оборудование. Он должен выполнять сервисные работы в соответствии с едиными стандартами, провести обучение персонала, чтобы сотрудники работали по отлаженной схеме. Так работают медицинские лаборатории, парикмахерские.

Выделяют также смешанный франчайзинг — он включает передачу права сразу на производство, товары и сервис. К таким примерам относят сети ресторанов быстрого питания.

Как работает франчайзинг и его формы

Франчайзинг удобен обеим сторонам. Владелец бренда может масштабировать бизнес, добиться открытия новых филиалов в разных регионах без вложений и получить фиксированную сумму при заключении договора, ежемесячные отчисления. Франчайзи не набивает шишки самостоятельно, а сразу приступает к работе. Для этого он использует протестированные технологии, единую концепцию продаж, оказания услуг или производства товаров, может полагаться на поддержку опытной команды.

Франчайзинг начинается с оформления договора концессии или другого договора, передачи прав на использование бренда. Чтобы получить доступ к материалам, технологиям и другим составляющим бизнеса, франчайзи выплачивает паушальный взнос — стоимость использования товарного знака. В ответ франчайзер выполняет оговорённые условия: предоставляет технологию, помогает с подбором помещения, обучением персонала и т. д.

В зависимости от условий сотрудничества, выделяют несколько форм франчайзинга:

  1. Прямая — франчайзи получает право открыть только одну торговую точку по определённому адресу.
  2. Субфранчайзинг — предприниматель может продавать франшизу третьим лицам на обозначенной территории, но получает только часть прав владельца сети.
  3. Эксклюзивная — франчайзер обязуется не продавать франшизу конкурентам предпринимателя в конкретном регионе.
  4. Мультифраншиза — новый партнёр может открыть несколько торговых точек даже в одном районе.

Сегодня становится популярной обратная франшиза — по такой модели работает франшиза сети магазинов «Пятёрочка». В этой форме управленческие функции ложатся на торговую сеть, а бизнесмен инвестирует только в оборудование и помещение.

Что влияет на стоимость франшизы

Стоимость права работать под известным брендом складывается из трёх ключевых составляющих. Это паушальный взнос, стартовые вложения и роялти. Как правило, чем популярнее компания и чем дольше она присутствует на рынке, тем дороже для франчайзи обходится возможность сотрудничать с ней.

Стартовые вложения

Стартовыми вложениями ещё называют инвестиции, которые понадобятся для запуска бизнеса. Эта сумма включает стоимость аренды помещения, зарплату персонала, закупку расходных материалов, оборудования или товаров. Чаще всего компании продают франшизу с предварительным расчётом минимальных инвестиций для старта бизнеса.

Паушальный взнос

Паушальный взнос — фиксированная сумма, которую вносят при заключении договора между покупателем и продавцом. Франчайзеры обычно закладывают в неё все затраты, которые потребуются для запуска нового филиала. Чем больше составляющих входит во франшизу, тем выше размер паушального взноса. Но иногда новые партнёры их не платят. Например, если по договору на старте они должны выкупить товар на определённую сумму.

Роялти

Роялти можно сравнить с абонентской платой. Франчайзи платит ежемесячный взнос за поддержку компании, обслуживание оборудования, использование бренда и т. д. Эта сумма вносится на протяжении всего срока действия договора с франчайзером.

Периодичность платежей оговаривается заранее — раз в месяц, квартал. Их размер тоже может отличаться. Выделяют фиксированные роялти и плавающие — когда сумма зависит от выручки. В этом случае франчайзи платит процент от прибыли или продаж. Фиксированные взносы опасны тем, что предпринимателю необходимо выплачивать их франчайзеру даже при отсутствии дохода.

Кроме роялти, паушального взноса и инвестиций для старта, договор может предусматривать выплату рекламных отчислений. Это фиксированный платёж для всех партнёров сети при запуске рекламы на телевидении или, например, в социальных сетях. Стоимость рекламного ролика делится на всех.

Плюсы франчайзинга

Франчайзинг как вид рыночных взаимоотношений обладает несколькими преимуществами. Для франчайзи это:

  1. Готовый бизнес-план — всё заранее продумано за бизнесмена, ему остаётся только использовать пошаговое руководство по запуску бизнеса.
  2. Известный бренд — предпринимателю не нужно нарабатывать репутацию, бороться за лояльность клиента, франчайзер уже завоевал доверие аудитории.
  3. Протестированные технологии — компания-франчайзер предоставляет оборудование, сырьё, инструкцию по производству, оказанию сервисных услуг или продажам, другую помощь в организации внутренних процессов.
  4. Помощь на всех этапах — франчайзер может предлагать новым партнёрам помощь по подбору, обучению персонала, предоставлять список поставщиков, делиться каналами сбыта.

Франчайзеры получают возможность расширения сети и увеличения лояльности клиентов. Новый партнёр выплачивает фиксированную сумму при заключении договора, а также приносит доход компании в виде роялти — регулярных платежей во время действия контракта.

Риски при открытии франшизы

Риски при запуске франшизы несут обе стороны. Неопытный предприниматель может испортить репутацию компании, которая создавалась годами. Поэтому вместе с передачей торговой марки и бизнес-модели, франчайзер чаще всего оставляет за собой право контролировать деятельность нового филиала. Для оценки работы партнёров компания может использовать разные методы — проводить выездные проверки, внедрять KPI, автоматизировать процессы с помощью CRM-систем.

Для начинающих предпринимателей франчайзинг может быть невыгоден по нескольким пунктам:

  1. Контроль деловых процессов со стороны компании, ограничения. Бизнесмен обязан следовать установленным франчайзером стандартам — он не может менять меню, технологию производства, вносить изменения в продукт и использовать свой дизайн в оформлении. Иногда франшиза ограничивает партнёров в поиске поставщиков, например обязывает закупать сырьё только у одной компании.
  2. Высокие затраты при запуске бизнеса. Предприниматель сталкивается с необходимостью выплатить внушительный паушальный взнос на старте, а при ведении бизнеса — регулярно платить роялти. Помимо этих затрат, франчайзи нужно отложить деньги для запуска бизнеса — на покупку оборудования, аренду помещения, зарплату сотрудников.
  3. Зависимость от бренда. Даже крупная сеть может разориться или изменить бизнес-модель, что повлияет на деятельность франчайзи. Сказаться на доходе партнёра может падение лояльности к бренду, глобальные скандалы с участием компании. Также предприниматель никогда не сможет работать под своим именем.

У всех франшиз разные условия, поэтому для минимизации рисков нужно сначала изучить предложение франчайзеров и оценить свои возможности.

Как выбрать и купить франшизу

Начинать выбор франшизы предпринимателю стоит после того, как он решит, сколько средств он сможет вложить в новый бизнес и в какой сфере хочет работать. Разумнее всего открывать бизнес в знакомой области. Выбирать нужно известные компании, но даже при обсуждении условий сотрудничества со знакомой сетью лучше приступать к переговорам с опытным юристом. Он должен проверить юридическую чистоту предприятия, чтобы клиент избежал сотрудничества с недобросовестной фирмой.

При выборе франшизы важно учитывать территориальные особенности — нет смысла открывать салон красоты в доме, где уже есть такое заведение. Или ночной клуб в спальном районе. У франчайзера необходимо узнать все условия покупки и использования франшизы. На основе этой информации можно будет оценить сроки выхода на самоокупаемость.

Найти франшизы можно в специализированных каталогах или на сайтах сетевых компаний. Как правило, заинтересованные в новых партнёрах бренды размещают в интернете информацию о схеме сотрудничества. Прежде чем оставить заявку на консультацию, важно изучить количество работающих франшиз, отзывы действующих франчайзи.

Особенности договора франшизы

Договор — это ключевой документ для взаимодействия сторон по франшизе. Хотя его на словах называют договором франчайзинга, с юридической точки зрения этого понятия не существует. Выделяют несколько видов документов, которые определяют условия сотрудничества франчайзера и франчайзи. Самым распространённым из них можно назвать договор коммерческой концессии.

  1. Договор коммерческой концессии или ДКК даёт франчайзи право использовать товарный бренд, технологии и другие исключительные объекты права сети.
  2. Агентский договор заключают, если франчайзеру принадлежат оборудование и товары, а франчайзи занимается их реализацией.
  3. Лицензионный договор чаще всего подписывают при передаче права на использование приложения или сервиса, такие договоры заключают отдельно по каждой услуге.

Договор сотрудничества можно расторгнуть, если франчайзи передумал вести бизнес или франчайзер недоволен сотрудничеством. Порядок и условия прекращения договорённостей, схему взаиморасчётов стороны прописывают при составлении документа.

Примеры наиболее масштабных франшиз в России

В 2023 году оборот рынка франчайзинга в России вырос до 3,18 трлн рублей — на 14,5% по сравнению с годом ранее. На сегодняшний день в стране насчитывается более 3400 франшиз. Большая часть из них — российские концепции. Если рассматривать рынок по сегментам бизнеса, то около половины франшиз на территории государства — сервисного типа, затем идёт общепит, розничные продажи и производство.

В сфере услуг сохраняется рост интереса к открытию пунктов выдачи заказов, это лидеры сегмента. Ажиотаж объясняется усилением позиций маркетплейсов, поэтому верхние строки в списке самых популярных франшиз занимают Wildberries, Яндекс Маркет, Ozon. Исследования показывают, что немало предпринимателей хотели бы сотрудничать с онлайн-магазином Всеинструменты.ру, сервисом доставки Boxberry. В топ-20 попали сети магазинов «Пятёрочка», «Фасоль», «Перекрёсток», пиццерии «Додо», японские рестораны «Якитория», ритейлеры ЕССО, Zarina, лаборатории Invitro и другие бренды.

Магазин Пятёрочка

Выводы

Франшиза — право вести бизнес под именем известного бренда, использовать его бизнес-модель. Продажу такого права называют франчайзингом, продавца — франчайзером, а покупателя — франчайзи. Франшизы бывают сервисными, товарными, производственными или смешанными. Владелец сети передаёт новому партнёру готовую бизнес-модель, помогает выбрать помещение, предоставляет оборудование в аренду, материалы, контакты поставщиков. Поэтому запустить бизнес по франшизе легче, чем самостоятельно и с нуля.

Франчайзинг может стать успешной бизнес-моделью как для начинающих, так и для опытных предпринимателей. Сотрудничество с известным брендом позволяет не беспокоиться о развитии торговой марки, выстраивании деловых процессов. Однако покупатель франшизы будет ограничен в действиях после заключения договора, его работа будет контролироваться. Предприниматель должен выплатить паушальный взнос на старте и отдавать часть дохода владельцу бренда во время работы.

Для франчайзера сотрудничество с новым партнёром несёт репутационные риски. Франчайзи может не следовать стандартам качества, что скажется на доверии покупателя к бренду. Также владелец сети должен контролировать все филиалы. Крупные компании могут устраивать отбор кандидатов во франчайзи, чтобы не потерять лояльность клиентов.

При поиске франшизы нужно изучить историю компании, количество действующих точек, условия сотрудничества. Кроме единоразового паушального взноса, предпринимателю нужно отложить деньги для старта — на закупку оборудования, материалов, оплату аренды. Необходимо уточнить правила выплаты роялти — будут ли платежи фиксированными или зависящими от прибыли, продаж, с какой периодичностью их нужно вносить.

А
авторАндрей Святозаров